РЫНОК ЗУБНЫХ ЩЕТОК РОССИИ


Имя первого изобретателя зубной щетки назвать практически невозможно – оно не сохранилось на страницах истории. А вот место изобретения нам известно достоверно: Китай. Произошло это событие примерно в 1497-1498 году. Источники даже месяц указывают точный – июнь.

Конечно же, гигиена зубов неукоснительно соблюдалась еще в Древней Греции, Египте, Вавилоне. Но там, в основном, пользовались или жевательными пластинами или палочками, зажеванными с одной стороны (для чистки зубов и десен) и заостренными - с другой (зубочистка).

Изобретение китайцев заключалось в том, что зубная щетка стала составной. То есть, к бамбуковой палочке крепили щетину дикого кабана. В таком виде она и попала в Европу.
В 1950-м году зубной врач, стоматолог из Калифорнии Роберт Хадсон запатентовал первую в мире зубную щетку с мягкой нейлоновой щетиной, особенностью которой были закругленные нетравматичные кончики щетинок. Назвал он свое изобретение просто - "Зубная Щетка", что по-английски - "Oral-Brash" или "Oral-B". Самая первая модель щетки называлась тоже незамысловато - "Oral-B 60", что означало зубную щетку с 60-ю пучками щетины из нейлоновых волокон. "Ноу-хау" производили в маленькой домашней мастерской, где практически вручную собирали продукт из пластика и обычной щетины.

Рынок зубных щеток Советского Союза был, откровенно говоря, отсталым, люди пользовались жесткими зубными щетками из натуральных волокон или нейлона, а форма была классическая, как и за границей. Для того чтобы сделать волокна более мягкими, находчивые граждане СССР использовали достаточно простой способ – погружали щетку в горячую воду. Вы и сейчас если прокипятите распушенную зубную щетку, то она постарается вернуть прежнюю форму щетины. Только после развала СССР, жители союза узнали о разнообразном мире зубных щеток.

Новое время – новые щетки

Вместе с СССР умерло, в том числе и производство зубных щеток. Свято место пусто не бывает и на место "неэффективного", социалистического производства пришли "эффективные" транснациональные компании и только начинающий свой капиталистический путь Китай. Счастливый советский народ узнал, что такое западное разнообразие капитализма. Появилось огромное количество зубных щеток завезенных со всего света. Советский ГОСТ и знак качества был отменен и завозить стало можно все что угодно. Первыми на рынок основной части СССР и в дальнейшем России пришли три транснациональные компании:

- Бренд "Oral-B"(для обеспеченных людей) и "Blend-a-med" (для менее обеспеченных людей) - принадлежит американскому гиганту Procter & Gamble;
- Бренд "Colgate" (для менее обеспеченных людей) - принадлежит американскому гиганту Colgate-Palmolive Company;
- Бренд "Rich" (для обеспеченных людей) - принадлежит американскому гиганту Johnson & Johnson.

Они с американской непосредственностью выжили с рынка всех кроме китайцев, т.к с китайцами бороться американцы не умеют по причине невозможности зарабатывать менее 100% прибыли, и заняли 80% рынка зубных щеток, остав на пропитание друзьям немного.

Бренд "Aquafresh" (для среднего класса) принадлежит английскому гиганту GlaxoSmithKline. Остальные известные в мире бренды "Pepsodent" британо-нидерландская компания Unilever, "Crest" принадлежит американскому гиганту Procter & Gamble и другие бренды находятся на рынке России и бывшего СССР в статистической погрешности.

Так как основная торговля в России осуществляется через сетевые магазины и гипермаркеты производители с небольшой наценкой не имеют возможности платить завуалированные взятки под видом входных, бонусов, выкладок, акций за свой счет и т.д.

Китай, которому в то время были глубоко параллельны авторские права запада не преминул завалить рынки, ларьки и маленькие магазины России и всего бывшего СССР подделками и копиями этих брендов. С уверенной индустриализацией Китая неизбежно повысилось и качество. Транснациональные компании начали переносить производства в поднебесную и заниматься только торговлей. На данный момент 90% зубных щеток производит Китай. Транснациональные компании являются только заказчиками и брендодержателями.

На сегодняшний день в России и бывших странах СССР зубные щетки производят всего несколько компаний. Среди них:
- Компания "Термо". Выпускает в основном щёточные изделия технического назначения, и зубных щеток очень мало, в основном в самом дешевом исполнении;
- Компания "Главкосметика", производящая свои зубные щётки под брендом "Стрела".
- Компания Браш Мастер в Белоруссии;
и пожалуй все...

В конце 90-х годов на Российском рынке активно продвигался бренд зубных щеток "Солдат", который производился в Москве индийскими бизнесменами, но и они не выдержали конкуренции с транснационалами, закрыли производство и распродали оборудование.

Вот в такой "дружественной" обстановке на рынке, и в отсутствии поддержки государства, компания ПО "ЛенПластПолимер" решила в 2006 году начать производство зубных щеток в Санкт-Петербурге. На 2013 год компанией налажено производство около 50 различных моделей зубных щеток в различных категориях и ценовых сегментах под брендом "МАКС", а так же частными марками. Производится экспорт в другие страны. С 2012 года налажено производство антибактериальных зубных щеток с частицами нано-серебра в щетине.

Щетину с нано-серебром, а так же простой нейлон-610-612 производит американская химическая компания "DuPont", одна из крупнейших в мире. Компания является изобретателем множества уникальных полимерных и иных материалов, среди которых неопрен, нейлон, тефлон, кевлар, майлар, тайвек и др. Щетина этой компании используется на 90% зубных щеток в мире.

Мифы о зубных щетках

Многие десятилетия зубная щетка имела классическую конфигурацию в большинстве стран мира. Это пластина с вставленными в отверстия пучками свиной щетины. Различались зубные щетки только размерами и количеством пучков щетины. Ровные ряды щетины одинаковой высоты - классическая модель, она оптимально подходит любому человеку. С изобретением нейлона свиную щетину заменили. Нейлон более износоустойчив, дешев и эстетичен. Миф о том, что натуральная щетина пористая и накапливает бактерии придуман для быстрого перехода на более дешевую технологию. Еще один миф от транснациональных корпораций о замене зубных щеток каждые три месяца по совету стоматологов тоже придуман для извлечения наибольшей прибыли.

По моему опыту разговоров со стоматологами – они разбираются в зубных щетках не больше чем сантехник. Чисто технологически зубную щетку нужно менять тогда когда щетина теряет свои свойства. Чем качественней нейлон, тем большее количество сгибаний он выдерживает, не теряя первоначальной формы. Этим свойством так же пользуются известные корпорации. Они ставят на зубную щетку более дешевый нейлон и потребителю приходится чаще ее менять. Качество нейлона невозможно определить по внешнему виду.

К концу 20-го века зубные щетки получив свой законченный и функциональный вид, перешли в товар категории повседневной и однообразной. Для оживления продаж в конце 20-го и начале 21-го века появляются нововведения в зубных щетках. Как полезные, так и рекламные. К полезным я бы отнес расположение некоторых рядов щетины под углом (крест на крест) для лучшей чистки межзубного пространства и удлиненный носик для лучшей чистки дальних коренных зубов, а также различные формы рукояток (каждый может выбрать наиболее оптимальную для его строения рта и рук).

Такие новшества как резиновые вставки для массажа десен скорее экономят производителю щетину и польза от них мягко говоря сомнительна, а уж щетка для чистки языка на обратной стороне головки вообще рекламный ход. Если вам не терпится поскрести язык возьмите специальный скребок. Толку от этого никакого так хоть время терять не будете. К этому же разряду относятся и плавающие головки, гнущиеся ручки, радиальное расположение щетины. Так же разно-уровневое расположение щетины только уменьшает срок службы зубной щетки. Последнее что появилось в мире в сегменте неэлектрических зубных щеток это антибактериальные зубные щетки с ионами серебра.

Производитель этой щетины компания DuPont получила международный сертификат в 2012 году. Производитель утверждает что добавленный раствор коллоидного серебра при изготовлении нейлона имеет в дальнейшем антибактериальный эффект аналогичный воде в серебряной посуде. Остается верить, что это так. Компания ПО "ЛенПластПолимер", с 2013 года используя самую популярную модель 3D выпустила зубную щетку 3D Ag+ с этой щетиной.



С 2014 года добавилась еще одна антибактериальная зубная щетка модель 4D Ag+,
 


так же была разработана принципиально новая модель 5D Ag+.

Отличие этой модели от остальных заключается в пяти увеличенных пучках щетины. Эти пучки, вклеенные в ручку по новой технологии, позволяют увеличить в два раза количество щетинок на стандартной площади головки зубной щетки, что повышает эффективность чистки на 50%.

Выбирайте зубные щетки не по громким названиям, а по качеству и эффективности. Зачем платить деньги за название, а не за зубную щетку. Наценки на зубных щетках транснациональных корпораций составляют от 100 до 1000% от себестоимости. Вы оплачиваете их огромные рекламные бюджеты. Экономьте ваши деньги! Потратьте их лучше, на что ни будь полезное. Например, на хорошую книгу.